Лот сплавщиков

Сплавляясь по Чусовой в 2015 году, мы ночевали в селе Кын. Прогулявшись вечером, мы увидели известный, единственный на Урале памятник сплаву «железных караванов». Памятник стоит на берегу реки Чусовой на начале заводской дамбы, насыпанной из шлака.

Почти 200 лет по Чусовой проходили караваны барок с металлом уральских заводов, доставляемых в Пермь.

Барки сплавлялись весной по высокой воде, поднимаемой еще выше тем, что вода из прудов заводов, расположенных в верховьях Чусовой, спускалась одновременно по договоренности («караванный вал»). Делалось это для того, чтобы еще поднять уровень воды в реке Чусовой.

Чусовая славится своими скалами-бойцами, многие из которых представляли опасность для сплавщиков и их барок, положение усугублялось и большой скоростью течения воды (15-30 км/час).

Долететь на барке от Ревды в верховьях реки до Перми за 4–5 дней можно, «если не было аварий…» Бурный «караванный вал» неудержимо нес тяжелые груженые барки по реке, бросал их на скалы-«бойцы». Много людей погибло в холодной воде Чусовой, когда барки бились о скалы! Самый страшный боец был Разбойник. В 1876 году простой купец Стахеев из Елабуги за свой счёт взорвал этот камень. Разбойник взрывали затем ещё дважды.

Спасением для сплавщиков стали лоты – слитки чугуна с шипами, с помощью которых сплавщики спасали барки от крушения. Их стали использовать с 1880 года по инициативе промышленника Стрижёва. Вес одного лота составлял 50 кг, на барке лоты использовались связкой в 20-25 пудов, их располагали на корме и  крепили к барке цепями. Лоты на цепи волочились за баркой по дну реки и тормозили её. Особенно важно это было перед крутыми переборами. Лоты скатывались в глубину и тем самым ставили барку на фарватер.

 Настоящий небольшой «ходовой» барочный лот для притормаживания барки был найден на реке Чусовой командой кемпинга «Ермак»,  находится в музее кемпинга, в устье реки Серебряной (по этой реке Ермак продолжил свой поход в Сибирь, по этому поводу в устье Серебряной стоит памятный крест).

Памятник лоту мы сфотографировали уже утром.

Автор эскиза памятника – скульптор А. Чагачкин (город Лысьва). Скульптура отлита из чугуна на Лысьвенском металлургическом заводе. Ее вес составляет около 4 тонн.

У памятника установлена тумба с табличкой, содержащей его описание и комментарии. 

Алексей Иванов: «Золото бунта»

Как добраться до села Кын?

Начало Пермского края

Смотрите, читайте также: 

База знаний

База вопросов.

Author: Olga

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *